История советской пилотки
Пилотка уже ни один десяток лет является важнейшим атрибутом образа советского солдата, победителя и примера для подражания будущим поколениям. Именно поэтому в дни празднования Победы, 9 Мая, военные пилотки с красной звездой и другое обмундирование Советской Армии можно встретить повсеместно.
Если углубится в историю, то скорее всего прототипом пилотки послужил кельтский головной убор, который назывался гленгарри. Он появился в конце XVII века, его носили шотландские военные, а позднее он стал частью шотландского национального костюма. В Сербии подобный атрибут называется шайкача. А в Германии в 1930-х годах пилотка была введена как основной головной убор вермахта.
В русской армии пилотка появились в 1913 году с возникновением авиационных и воздухоплавательных частей и называлась «перелётка» или «полётка». Это компактный складной головной убор был удобен для пилота тем, что он легко складывался и помещался в кармане или за пазухой и надевался после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила).
С 1919 года пилотка была введена как головной убор курсантов военных курсов: зелёного цвета с красноармейской звездочкой, красными кантами и красным хлястиком к которому пристегивался черный подбородочный ремешок. Позднее с середины 30-х годов в Красной Армии были введены два типа пилоток для командиров и рядовых. Пилотки командиров были цвета хаки с кантами, цвета которых соответствовали роду войск и суконной звездой спереди, к которой крепилась красноармейская звёздочка. Пилотка рядовых была проще – также цвета хаки, но без кантов и суконной звезды.
В годы Второй мировой войны пилотки носили военнослужащие многих стран мира. Назывались они бустинами и имели специальный покрой с отстегивающимися в стороны клапанами. Сбоку находились знаки различия по воинским званиям, а впереди крепилась кокарда. Бустины шились из хлопчатобумажного или полушерстяного полотна.
В Вооруженных Силах СССР пилотки входили в летнюю повседневную форму одежды солдат, сержантов и старшин. Хлопчатобумажные пилотки с красной звездочкой спереди, возможно не всегда были удобны в носке, но весьма симпатично сидели на голове солдата. У офицеров и прапорщиков пилотки были сшиты из полушерстяной ткани цвета хаки с кантами цвета, соответствующего роду войск и кокардой спереди. Во флоте офицеры носили чёрные полушерстяные пилотки с белыми кантами и кокардой. Матросы – суконные чёрные пилотки.
В общем, солдатская пилотка не просто головной убор, а символ доблести, мужества и славы советских солдат. В годы войны на могильный холмик погибшего солдата по традиции клали солдатскую пилотку с красной звездой.
Спросить, зачем советским (и не только) военным нужна была пилотка – это все равно, что спросить о том, зачем люди носят головные уборы в принципе. В первую очередь потому, что пилотка защищает голову от солнечных лучей. Во-вторых, она позволяет легче отличать солдат и офицеров, а также является ещё одним местом крепления армейской атрибутики, что также играет далеко не последнюю роль. В-третьих, пилотка была простой в производстве, дешёвой и при этом достаточно эффективной формой одежды при использовании её в летний период в умеренных широтах страны. Носят пилотку с небольшим наклоном вперёд и вправо, на расстоянии 2-4 см над бровями. Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, то есть пилотку нельзя сильно натягивать на голову.
Очень многие, особенно в преддверии Дня Победы и других памятных дат задаются вопросом, где возможно купить пилотку и другую атрибутику. Наш интернет-магазин периодически пополняется серией подобного рода товаров. Пилотку и флаг России можно приобрести прямо сейчас.